БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ САЛАУАТ ҠАЛАҺЫ ҠАЛА ОКРУГЫНЫҢ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМ МӘКТӘПКӘСӘ БЕЛЕМ БИРЕҮ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫ
«ҠАТНАШ ТӨРГӘ ҠАРАҒАН 10-СЫ ҺАНЛЫ БАЛАЛАР БАҠСАҺЫ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 10"
городского округа город Салават Республики Башкортостан

Реализация в образовании национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан в МАДОУ № 10 г. Салавата

 Уровень образования - дошкольное образование (первый уровень общего образования).

Форма обучения – очная.

Язык обучения - русский, башкирский.

Договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки — нет.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на 01.02.2021 г. - 337 воспитанника.

Нормативный срок обучения - пять лет:

- для воспитанников II группы раннего возраста (2 - 3 года) — 5 лет;

- для воспитанников младшей группы (3 - 4 года) — 4 года;

- для воспитанников средней группы (4 - 5 лет) — 3 года;

- для воспитанников старшей группы (5 - 6 лет) — 2 года;

- для воспитанников подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) — 1 год.

На сегодняшний день в учреждении работают 16 групп: 2 группы с обучением родного башкирского языка, 14 групп с изучением русского языка.

В МАДОУ № 10 г. Салавата реализуются следующие основные образовательные программы дошкольного образования:

- Основная образовательная программа ДОО, разработанная с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (2020);

- «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, 2019), научные руководители – академик Российской академии образования, доктор психологических наук Давид Иосифович Фельдштейн; член – корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Рустэм Николаевич Бунеев;

- программа обучения на башкирском языке по дошкольному образованию.

Кроме того, по различным направлениям развития воспитанников используются следующие парциальные программы и методические пособия:

 Социально-коммуникативное развитие:

Парциальные программы:

- «Я -  Башкортостанец» Р.Л. Агишева;

- «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства» А.В. Молчева;

- «Земля отцов» Р.Х. Гасанова;

- «Я познаю Башкортостан» Р.Л. Агишева;

- «Академия детства» Ф.Г. Азнабаева, М.И. Фаизова, З.А. Акзамова;

- Программа «Оскон» Ф.Г. Азнабаевой, З.Г. Нафиковой.

 Методические пособия:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

- Куцакова Л.В. Трудовое в воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Формирование основ безопасности

- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности;

- Саулина Т.Ф. Знакомим с правилами дорожного движения (3-7 лет);

 Художественно-эстетическое развитие:

Парциальные программы:

- Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации Радынова О.П.

Методические пособия:

- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду;

- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду;

- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала;

 Познавательное развитие:

Парциальные программы:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников;

- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет);

- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Формирование элементарных математических представлений

- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы

- «Юный эколог» С.Н. Николаева.

 Речевое развитие:

Методические пособия:

- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду;

- Хрестоматия для средней группы (4-5 лет) /Сост. Юдаева М.В.;

- Хрестоматия для старшей группы (5-6 лет) /Сост. Юдаева М.В.;

- Хрестоматия для подготовительной к школе группы (6-7 лет) /Сост. Юдаева М.В.

 Физическое развитие:

Методические пособия:

- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду;

- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет;

- Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э.Я. Стапанкова, 2016.

 Описание образовательных программ:

1. Образовательная программа является одним из основных нормативных документов, который регламентирует жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения. В основе образовательной программы лежит: цель, содержание, методики и технологии, формы организации.

Образовательная программа разработана с учетом: Конституции Российской Федерации; Конвенции ООН о правах ребенка; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

     Образовательная программа МАДОУ № 10 г. Салавата определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

   Основной целью образовательной программы является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития-физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, а также достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

В основе системы взаимодействия лежит принцип сотрудничества, позволяющий решать следующие задачи:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года

Муниципальная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в городском округе город Салават Республики Башкортостан»

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей в условиях реализации ФГОС